Почему в городе пыльно?
вс, 07/12/2014 - 18:15Вопрос, вынесенный в заглавие — звучит риторически. С одной стороны мы, кажется, прекрасно знаем все ответы на него, и говорим, что ничего нельзя сделать. Город, мол, есть город. Предприятия, транспорт, дефицит зелени...
С другой стороны, мы не задумываемся, отчего, собственно, кроме пыльных производств (например, цементных заводов), образуется пыль. И отсутствие зелени здесь, в общем-то, ни при чем, а ее наличие косвенно даже способствует еще большему пылевому загрязнению. Не спешите протестовать.
Вопреки сложившемуся стереотипу, деревья и другие растения не поглощают пыль. Утверждать обратное значит, повторять бессмыслицу, безграмотную с точки зрения физиологии растительного организма. Ну, посудите здраво, как дерево может поглотить пылинку, какой своей частью? Куда в растении может деться твердая, нерастворимая частица?
Растения питаются растворами, и только растворами. Причем получают их почти исключительно из почвы — через корни. Лишь очень незначительная часть растворенных веществ может поступать в растения через устьица надземных органов — стеблей и листьев, как, например, мизерные количества атмосферного азота, связанного в NН4 в результате химической реакции, инициированной электрическими разрядами во время грозы. Единственное, что дерево может "сделать" с пылью, это задержать ее в полете на своих листьях, после чего она будет смыта дождями, попадет на землю, но после того, как земля высохнет, — полетит вновь. Тут мы приблизились к предмету нашего обсуждения.
Пыль поднимается с земли. С открытой, голой ее поверхности. Где есть голая, ничем не прикрытая и не заросшая поверхность почвы, там и пыльно. Но голая земля есть везде, практически в каждом дворе. Не верите — выгляните в окно. Мало кто не видит под своими окнами серой или черной или иного депрессивного цвета голой, скучной, некрасивой земли, будь то под деревьями или на открытом месте. И, как не странно это признать, сплошь заасфальтированный двор продуцирует меньше пыли, чем тот, в котором много деревьев, но под ними — ни травинки. Как правило, старательные дворники еще и метут под деревьями каждое утро, поднимая новые тучи пыли. Осенью опавшие листья воспринимаются почему-то как мусор, который необходимо немедленно убрать, а не как самое естественное и, что важно, бесплатное удобрение для деревьев, с которых они упали (газоны, дорожки и проезжие части улиц — другое дело). Дворники при этом добиваются и еще нескольких сопутствующих «показательных» результатов: сметают последние плодородные сантиметры почвы, на которых еще что-то могло бы вырасти, сдирают жалкие проростки тех отважных «сорняков», которые осмеливаются селиться на этой почти бесплодной поверхности, и превращают наши дворы в подобие скотопрогонов, от одного вида которых к горлу подкатывает тоска.Почва в таких местах, как правило, еще и хорошо утрамбована, дождевая вода сквозь нее едва ли проходит, не достигая корней деревьев. А мы-то удивляемся, отчего они сохнут?! Впрочем, конечно, не только поэтому. Вода течет по поверхности, вынося на асфальт грамм за граммом то, что в сухую погоду превратится в очередное облако пыли.
Ежегодно тот жалкий кислый торф, что насыпают озеленители на так называемые «газоны», после того, как трава на них так и не вырастает, смывается в ливневую канализацию. Не весь, конечно. Часть улетает и осаждается на наших вещах и в наших легких.
Не раз приходилось слышать от мужчин, проводящих рабочий день в светлой рубашке и деловом костюме, что нигде, ни в одной западной столице не пачкаются так быстро воротнички, как в Киеве. В тесных центрах многих европейских городов, где на улицах нет лишнего места для зелени, все равно нет и пыли. Потому что нет открытых поверхностей с голой землей — основного ее источника. Вспомним опять песню. Что пылит в поле? Ведь не само же поле! Пылит под копытами грунтовая дорога. Была бы дорога с твердым покрытием — не было бы такой красивой песни.
Но если серьезно, что можно сделать в наших городах для снижения пылевого загрязнения помимо мытья колес у грузовиков, выезжающих со стройплощадок? Рецепт прост и очевиден. Закрыть повсеместно голую землю. Что же для этого нужно?
Вот чего точно не нужно, так это придумывать что-то заново. Стоит обратиться, хоть это и вызовет кривую улыбку у апологетов нашей "особости", к иностранному опыту. Существует несколько способов изолировать голую поверхность почвы — основной источник пыли. Первый и самый очевидный — засадить ее растениями, причем не обязательно травянистыми (газонной травой или цветочной рассадой). Гораздо практичнее, с точки зрения затрат на уход, сажать низкие кустарники, способные образовать сплошной покров. Случаи применения такой "блоковой" посадки пока, к сожалению, имеют у нас очень ограниченное распространение.
Пылеобразующую поверхность можно прикрывать и другими способами, например, рассыпая мелкий гравий или более дружественный по отношению к ближайшим насаждениям мульчирующий материал, но непременно в довольно крупной фракции. Это может быть измельченная древесная кора или щепа — продукты деревопереработки, которые на деревообрабатывающих предприятиях чаще всего скапливаются в виде проблемных отходов. Между тем такая мульча надежно предохраняет подстилающий грунт от эрозии (смыва и сдувания ветром) и его пересыхания и перегрева, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на состоянии окружающих насаждений. Сплошные посадки и мульчирование могут сочетаться, делая, таким образом, результат наиболее полным.
В городах, к счастью, все проезды имеют твердое покрытие, поэтому, сами по себе тоже не пылят. Но проблемы, как обычно, возникают на границе двух сред: асфальтированной поверхности и ближайшей к ней зоны грунта, отделенной только низким тротуарным камнем. Ближайшие к асфальту полосы часто оказываются вытоптанными; кроме того, при уборке улиц струями воды под большим напором грязь не только попадает на поверхность почвы, но очень часто сильной струей эта почва увлекается дальше вместе с грязью с проезжей части. Единственный способ избежать этого — сделать достаточно высокие бортики вдоль проезжих частей, чтобы поливальные машины не смывали все живое с поверхности почвы, разнести уровни проезжей части и поверхности почвы.
Все сказанное не имеет своей целью приуменьшить неизбежный неблагоприятный вклад в запыленность наших городов стройплощадками, пыльными производствами, транспортом. Безусловно, специалисты в соответствующих областях должны думать над решением этой проблемы со своей стороны. В этом, как и во многих случаях, важнее многого — осознание задачи и совместное ее решение, для того чтобы наши города становились чище и уютнее.