Добавить комментарий

Рельеф, геопластика и камень

Рельеф – это совокупность форм земной поверхности, которая образует на объектах ландшафта каркас их объемно-пространственной структуры. Рельеф является экологической и пластической основой ландшафта.

Его ведущая роль в формировании ландшафта определяется большим, чем у других компонентов, постоянством во времени и пространстве, его свойством моделировать, то есть фиксировать в пространстве взаимосвязь других элементов ландшафта, и его влиянием на климат участка. В отличие от других структурных естественных элементов – воды и растительности, земле и камню присущи сравнительное постоянство цвета и стабильность формы. Именно благодаря этим свойствам создатели японских садов называют рельеф «костями ландшафта». Тщательное изучение рельефа и умелое его использование являются чрезвычайно важными для создания гармонических, композиционно выразительных объектов ландшафтной архитектуры.

Все разнообразие рельефа разделяют на три группы:

-положительные, или выпуклые формы местности – горы и холмы;

-отрицательные, или вогнутые формы местности – ущелья, впадины, балки, овраги;

-равнинные участки, которые в свою очередь можно разделить на:

а) нейтральные низины;

б) повышенные участки местности- плато и плоскогорья;

в) ровные пониженные участки ландшафта- низины.

Формы рельефа имеют значительное влияние на формирование как макроклиматических, так и микроклиматических условий, а значит и на экологические условия участка, для которого ведется ландшафтное проектирование.

Формы рельефа активно включаются в объемно-пространственную структуру ландшафтного объекта. Композиционные возможности рельефа в значительной мере определяются визуальными взаимосвязями разных частей объекта и тем, как его формы влияют на восприятие разных элементов – сооружений, растительности и т.п. Поэтому при анализе рельефа необходимо провести исследование визуальных связей: учет и фиксацию видовых точек, выявление видов, которые с них воспринимаются , и оценить их значение для объекта. При дальнейшей работе с рельефом и другими элементами ландшафта надо сохранить и подчеркнуть интересные виды, нежелательные объекты визуально изолировать или удалить. Особенно выделяют красивые участки местности, которые можно наблюдать из разных точек.

Небольшой уклон на спокойном рельефе можно пластически усилить прокладыванием плавно выгнутой (в незначительной мере) дорожки, рисунок которой будто подчиняется уклону местности и тем самым его подчеркивает.

Статический характер плоского рельефа может иметь свою выразительность и придавать композиции монументальность, торжественное спокойствие при умелом ее обрамлении и соответствующем направлении взгляда. При работе с ландшафтом отрицательных и положительных значений автор должен учитывать особенности их восприятия. Композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронтальные, развернутые и замкнутые. Виды, которые открываются из верхних точек, имеют широкий угол восприятия и включают как внутренние виды, которые воспринимаются вниз по склону, так и внешние панорамы окружающего ландшафта. Если склоны требуют террасирования, то надо учитывать, что края террас являются точками самого активного восприятия панорам пейзажа.

Горные долины имеют ярко выраженную продольную ось, которая проходит по нижним точкам. Горизонтальные плоскости располагаются, главным образом, по дну, иногда в отдельных частях склона.

При построении композиции с включением оврагов надо учитывать следующие закономерности: горизонтальные плоскости располагаются на верхних частях склонов -водоразделах, а у больших балочных систем – и по дну. Визуальные связи направлены по продольной оси, а также вдоль поперечных осей ответвлений.

Особенно интересны мысоподобные выступы в местах слияния оврагов, которые имеют широкий угол обзора местности и дают возможность восприятия в композиции оврага с верхних точек открытого пространства. Характер внутреннего пространства оврага, балки зависит от формы строения склонов и дна. На выбор решения композиции их ландшафта влияют крутизна и высота склона, ширина дна. Долины могут иметь пологие склоны. Композиция пейзажей такой долины должна иметь общий спокойный характер, а пластические формы рельефа не следует скрывать густыми посадками насаждений. Здесь уместны живописные разнообразные группы деревьев и кустарников с округлыми формами. Эффектно использовать мосты, перекинутые через долину, с которых раскрывается глубокая перспектива вдоль всего пространства в отличие от постепенного его обозрения при прогулке по дну. Классическими примерами таких парков являются Софиевка и Стрыйский парк во Львове.

Формы рельефа второстепенного масштаба - микрорельефа - имеют не менее важное эстетическое значение в ландшафтной композиции. К ним относятся такие пластические формы поверхности земли, как долины ручейков, скалы, каменистые глыбы, группы камней, морены и даже отдельные камни и валуны. И в таких случаях основным принципом остается создание композиций в гармонии с характером естественных форм рельефа. Однако, сохраняя и включая в свою композицию естественные формы микрорельефа, ландшафтный архитектор при необходимости может видоизменить отдельные его формы для достижения большей выразительности. Так, на ровном открытом участке даже сравнительно небольшое плавное возвышение и углубление могут в значительной степени оживить его вид. Разнообразие такого пейзажа создается различиями соотношений углов склонов и возникающих при этом изменений освещенности и цвета.

Вообще, в современном моделировании форм поверхности земли можно отметить два направления. Первое связано с эстетизацией форм рельефа - создание новых, часто геометрических форм искусственного рельефа, в котором выражено участие художника, скульптора, архитектора, - получило название геопластика, скульптура земли. Искусственные формы рельефа при их умелом использовании могут выполнять разные функции: подчеркивать особенности существующего рельефа; нейтрализовать определенные отрицательные моменты (технические и подсобные сооружения и т.п.); быть самостоятельным активным композиционным акцентом.

Следует учитывать, что естественные формы земной поверхности зависят от свойств различных пород, их отклонения возникают в результате воздействия силы тяжести, размыва атмосферными осадками, выветривания. Поэтому искусственно созданные формы рельефа должны обладать по возможности устойчивостью. Общий выбор форм и крутизны склонов, с которыми в каждом отдельном случае может оперировать проектировщик, должен обуславливаться не только геологическим родством с естественными окружающими формами и композиционным единством с ними, но и  физическими свойствами применяемых при этом материалов, т.е. не забывать об угле «естественного откоса».

Использование мощных механизмов для перемещения грунта в современном строительстве сделало практически доступным образование сложных форм искусственного микрорельефа разных типов. Масштаб моделирования искусственного микрорельефа зависит только от экономических возможностей. Здесь необходимо вспомнить о ленд-арте, еще одном искусстве из земли и на земле, появившемся в середине шестидесятых прошлого столетия в движении хиппующей молодежи. Размеры работ сопоставимы с настоящими горами, холмами и пещерами, а увидеть их иногда можно только с высоты птичьего полета. Подавляющее большинство создателей объектов такого искусства – американцы: ведь кроме  огромных пустынных и горных ландшафтов в Америке есть много миллионеров-филантропов, способных помочь художнику создать дорогостоящее, масштабное произведение. Однако первым произведением дошедшего до нас ленд-арта можно считать неолитические геоглифы, огромные изображения животных и людей в пустыне Наска в Перу. В качестве примеров современного ленд-арта можно привести «Спиральный мол» Большого Соленого озера в штате Юта длиной 450 м, на устройство которого ушло 6500 тонн скальных пород, или парк скульптур на заброшенных угольных карьерах в штате Иллинойс (США).

После детального изучения анализа рельефа надо разработать сценарий восприятия целого объекта и отдельных трасс. При этом предполагаются места, где можно проводить работы по геопластике рельефа для большей его выразительности или нейтрализации определенных отрицательных моментов. При пластической обработке земли большая роль отведена солнечному освещению и его изменениям в течение дня, игре светотени на плоскостях и объемах геопластических форм. Геопластическая обработка рельефа относится к одному из современных средств формирования художественно выразительных композиций в парке.

Трассы дорожек, извивающихся по рельефу, и видовые площадки, обеспечивая разнообразие уровней восприятия парковых пейзажных картин, повышают яркость эстетических впечатлений от ландшафта парка.

Скалы и камни – активный материал в геопластической ландшафтной композиции. Чтобы композиция из камня имела эстетическую ценность, она должна быть правильно построена и подчинятся  общим принципам проектирования. Когда камень используется в ландшафте, где существуют скалы, то характер формы последних должен соответствовать материнскому ландшафту. Если же скалы и камни используются в качестве элементов композиции в местности без природных скалистых образований, то пространство такого декоративного участка целесообразно изолировать от остального ландшафта, чтобы его пейзаж не противоречил характеру окружения.

Художественные достоинства композиций из камня во многом зависят от правильного использования форм, встречающихся в природе. Нельзя упускать из вида элементарных геологических явлений, в результате которых на поверхности земли образовались скалы в виде утесов, отдельных каменных глыб или крупных обломов, которые будучи снесены водой и льдами в другое место, со временем приняли более округлые формы иди же распались на совсем мелкие части и сделались частью отложений в виде мелких валунов, гравия и, наконец, песка.

Для имитации скалистых образований необходимо использовать угловатые и слоистые глыбы камня, располагать их в одном месте в виде монолитного выступа, в другом – компактной группы, а в третьем – живописно разбросанной группы камней. Однородность строения пород камней – надежное средство придания всей композиции цельности и естественности.

Валуны представляют собой колоритный элемент, обладающий ясно выраженной формой, который может играть в пейзаже роль отдельной единицы композиции. Они могут с успехом использоваться в построении пейзажей долины, водного потока, водоема. Расположение валунов единично или группами в пейзажах на ровной поверхности также не нарушит реальности композиции при условии соблюдения масштабности.

Камень придает каждой композиции характер устойчивости и массивности, который усиливается свойственным горным породам неярким цветом. Камень должен иметь по возможности выветрившуюся поверхность, покрытую лишайниками или мхом. Следует помнить, что многие мхи развиваются только в тени и при достаточной влаге, а лишайники требуют солнечного освещения.

Окончательный эффект удачно созданной группы из камней все же будет зависеть от сопутствующей растительности. Очень важно не только выбрать растения, которые в естественных условиях могут расти в каменистых местах, но и сохранить правильное соотношение между группами камней и растительностью. С камнем хорошо сочетаются можжевельник казацкий, кизильник горизонтальный, разные виды седума, церастиум, гвоздика перистая, камнеломка, тимьян, алиссум скальный, арабис, флокс шиловидный, лук гигантский и др.

Детали обработки рельефа – лестницы, террасы, подпорные стенки – важные архитектурные элементы ландшафта, которые представляют собой некое подобие скульптурной композиции в камне и способствуют архитектурной завершенности геопластической композиции.

Технические подробности построения геопластических композиций и вертикальной планировки можно найти в приведенной литературе.

 

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
2 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.