Добавить комментарий

Сад иллюзий

сад иллюзийС давних времен сад, как таковой, был неким видом иллюзии ‒ заменителем рая, выражал тоску человека по идеальной стране счастья. Природа в саду не вызывала страха. Пейзаж, взятый в рамки искусства, становился близким и совершенным, не будучи, однако, таким привычным и будничным, как сельская природа.

Убегая от повседневности, человек охотно поддавался обману. Чтобы усилить иллюзию идеального ландшафта, он использовал на протяжении столетий самые разнообразные средства.

Совершенная иллюзия
Искусство обмана глаза было известно еще в античности. Плиний излагает историю про двух греческих живописцев Зевксиса и Парразиоса, соперничающих между собой, кто лучше отразит действительность. Зевксис так мастерски нарисовал виноград, что к его картине слетались птицы. Затем свое произведение представил Парразиос. «Сними с картины покрывало, если хочешь ее показать!» ‒ в нетерпении воскликнул Зевксис. Оказалось, что именно покрывало и было нарисовано на полотне. Пристыженный Зевксис признал себя побежденным.

Висячие сады Семирамиды
Пожалуй, самым ярким примером использования иллюзии в ландшафтном искусстве являются висячие сады Семирамиды. Они были созданы в Вавилоне около VIII века до н.э. и причислены греками к семи чудесам света. Необычный эффект их размещения над постройками города был достигнут благодаря применению многоуровневой террасной конструкции, опирающейся на стену царского дворца. Отдельные части садов связывались между собой системой рамп и лестниц. Сложное гидравлическое оборудование доставляло воду на верхний уровень террас, обеспечивая ускоренный рост растений.

Перспектива
Одним из основных средств создания иллюзии в саду была перспектива. Для обмана зрения пользовались целым набором приемов, особенно в эпоху барокко. Глубину пространства создавали путем размещения вдали небольших по размерам объектов, менее сложных и более темных, чем на первом плане. С той же целью в передней части сада высаживались деревья со светлой листвой, а позади ‒ с темной.
Впечатление глубины достигалось также путем прокладки сужающихся садовых дорожек, наполнения территории большими пустыми пространствами, искажениями архитектурных форм. Чтобы оптически удлинить перспективу канала или садового бассейна, сооружали водоемы со сближающимися берегами.

Нарисованные пейзажи

В небольших римских перистильных садах на стенах построек рисовали пейзажи с элементами малой архитектуры или мифологическими сценами.
Искусственные пейзажи составляли продолжение садового пространства. Они зрительно углубляли перспективу и одновременно создавали идеалистическое настроение. Немало примеров подобных произведений обнаружено на руинах Помпеи.
Иллюзионистская живопись нашла свое продолжение в новейшее время, на этот раз, однако, в интерьерах. Имитации архитектуры и пейзажей обманывали глаз в ренессансных дворцах. Впервые так называемый «Trompe-Loeil» (тронплей, буквально обман глаза) Андреа Мантенья в герцогском дворце в Мантуе. Историческая сцена встречи семьи Гонзага представлена на фоне идеализированного пейзажа. Над головами зрителей простирается небо в архитектурной раме балюстрады. Из пилястр и люнет опускаются цветочные гирлянды. Иллюзия достигает совершенства. Благодаря сокращениям перспективы создан неповторимый эффект, ошеломляющий людей.
Интерьеры зданий XVIII века также охотно украшали иллюзионистской живописью. Туманные итальянские пейзажи, античные руины среди гор и кипарисов, а также аркадийские садовые сцены появлялись в резиденциях по всей Европе.

Театр
В барочных садах часто ставили стены-перегородки, украшенные иллюзионистской живописью, выполненной маслом или в технике фрески. Они создавали искусственные визуальные оси, восполняя нехватку пространства. Авторы тогдашних приемов садового искусства советовали, чтобы такие сценические фоны размещались в конце аллей.
В те времена сад носил разнообразные признаки театральности.           Стриженные шпалеры и живые изгороди открывались подобно кулисам сцены, служа естественными декорациями. В саду происходили необычные, магические события. Иллюзию усиливали изобретательные визуальные и звуковые эффекты. Применялись, помимо прочего, так называемые телари ‒ вращающиеся призмы, покрытые художественными декорациями. С помощью сложных механизмов имитировались звуки бури, раскаты грома, шум града, гул землетрясений.
В садах XVIII века происходили театрализованные развлечения придворного общества. В английских пейзажных парках везде создавали различного рода иллюзионные эффекты. Сентиментальные сады формировались как комплексы ландшафтных картин, почерпнутых из пейзажной живописи или литературных сочинений.
Места откуда осматривались эти виды, были окружены растительными кулисами, чтобы задержать зрителя на определенном расстоянии. Посреди этой обстановки играли артисты, изображающие пастухов, рыбаков или мифологических героев.
В сентиментальных парках театрализованную атмосферу создавала, прежде всего, архитектура: разрушенные дома, готические сооружения, классические храмы и китайские беседки.
Одна из самых известных иллюзий была создана в «сельце» Марии Антуанетты в Малом Трианоне (Версаль), по проекту Ричарда Мике. Дворцовые интерьеры прятались в сельских домиках, мельнице, молочной ферме и амбаре. Вокруг паслись стада и прохаживались переодетые в крестьян дворяне.

Похищенный пейзаж
«Одолженные» пейзажи находили место уже в античных римских садах. Затем в более поздние времена к ним вернулся итальянский архитектор Андреа Палладио. В его геометризированных садах часть композиции составляли виды на окружающие пейзажи: луга, поля, леса. Помимо эстетических достоинств здесь играла важную роль прагматическая функция ‒ визуальный контроль владельца за своей собственностью.
Эффект «одолженного» пейзажа широко использовался в барочной архитектуре. Окружающий пейзаж представлял собой контрастный фон композиции геометризированного сада. Иллюзия этого типа достигла пика популярности в английских пейзажных парках XVIII века благодаря приему «ах-ах» и скрытой границе сада.
Эта граница принимала формы глубокого рва, канавы, канала или террасного сдвига, часто укрепленного стеной. Она заменяла ограждение, но не заслоняла окружающие пейзажи, а даже включала их в композицию сада. Таким образом создавалась очередная иллюзия далекого пейзажа (этот эффект охотно использовали также в садах Дальнего Востока).
И сегодня мы вновь применяем приемы, проверенные в исторических садах. Современные ландшафтные архитекторы все чаще обращаются к многовековой традиции. Аранжировки, использующие явление иллюзии, формируют не только совершенные садовые декорации, но и создают эффект полного слияния с природой.

Катажина Габер (Польша)

Дата публикации 21.03.2014

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
1 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.