Сады любви – Сады удовольствий – Сады наслаждений – Сады желаний

В последнее время усадебная тема в ландшафте снова стала актуальной. Само противопоставление города природе старо, как мир. Великий спор между Ж.-Ж. Руссо и Вольтером сегодня склоняется в пользу Руссо – во имя природы, естества, любви, добродетели, видя в городе само воплощение зла. Но разрешился ли этот спор?

Мне кажется, что сейчас мы проходим начальные классы строительства и обустройства усадьбы в природной среде. Ставить вопрос о феномене усадьбы можно бесконечно. Одно ясно – нас влечет туда. Усадьба – место идиллическое, «сколок Эдема», обретенная Аркадия. Во власти современного человека с его обширными знаниями создать этот рай, превосходящий самые прекрасные мечты. Но он терпит неудачу. И он будет терпеть неудачу до тех пор, пока его проекты задуманы с очевидным пренебрежением к природе и ее принципам, личности и ее чувствам, и первому из них – любви. История создания садов любви поможет вам разгадать некоторые тайны усадебного мифа.

Первым из известных нам посвящений садов любимым были знаменитые сады Семирамиды, одно из Чудес света. Висячие сады Семирамиды, очевидно, связаны своим названием с именем мидийской царицы Саамурамат, жены Адобенирари ІV (810–782 гг. до н.э. – начало строительства). Особенно много для украшения дворца сделали царь Набопаласар (625–601 гг. до н. э.) и его сын Навуходоносор ІІ (605–562 гг. до н.э.). Именно последнему и приписывают возобновление и расширение висячих садов в период его 43-летнего царствования. Делал он это, как предполагают, для своей тоскующей по родине жены, царицы Никотрисы, родом из Мидии. Внутри галерей, образованных колоннами ступенчатой пирамиды, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого  и розового мрамора. Верхняя терраса находилась на высоте 25 м. Сады орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы. Для посадки в висячих садах отбирали самые красивые деревья и кустарники. С высоты террас открывался прекрасный вид на город и реку Евфрат.

В античной Греции тема любви занимала особое место. Греческая скульптура, золотой век которой приходился на античный период, воспевшая красоту человеческого тела, до сих пор украшает парки мира, выражая уважение к греческой культуре Античности, колыбели европейской цивилизации. Прекрасная Афродита, правительница садов, Эрот – символ необузданной энергии, Зевс и Гера, проводящие свои ночи любви в саду Гесперид с апельсиновыми деревьями.

«Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами».

А. Фет

 

В 1635–1640 годах в селе Подгорцы Львовской области польский Гетман Конецпольский, крупнейший магнат Речи Посполитой, построил дворец с великолепными парками, которые соперничали по красоте и роскоши с европейскими королевскими резиденциями. Архитекторами были итальянец Андре дель Аква и француз Гильем Левассер де Боплан, которые построили резиденцию «для утех и отдыха». Имение являет собой великолепный образец итальянской виллы на территории Украины. Она размещена на высоких террасах, связанных сходящимися и расходящимися лестницами. Этот комплекс, украшенный гротами, фонтанами, водопадами, каскадами, бассейнами, скульптурами, цветочными партерами, грабовыми боскетами, приводил очевидцев в изумление. И теперь вековые липовые аллеи парка, остатки террас, строго спланированных по оси дворца, партеров и боскетов производят неизгладимое впечатление. Сегодня особенно загадочно выглядят разросшиеся грабовые зеленые стены.

Остается еще не описанным в отечественной литературе парк первой половины ХVIII века в селе Муроване, где произошло обручение Марии Мнишек с Лжедмитрием,  который принадлежал магнатам Мнишекам. План парка, начерченный французским офицером Клейном в 1734 году, был случайно найден в Париже. Парк был умело вписан в пересеченную местность, находясь между оборонной системой замка и извилистым руслом речки Стрвяж. Над округой доминировал старый ренессансный замок, построенный во второй половине XVI столетия, в XVII веке окруженный системой интересных фортификационных сооружений, которые сохранились до наших дней.

Мало известный парк в Кристинополе (Червоноград Львовской области), который проектировал и строил французский дворянин, инженер и архитектор Пъэр Рико де Тиррегайль (1725–1776) для Франтишека Салезия Потоцкого (отца Феликса Потоцкого, создателя знаменитой Софиевки) и который был полностью уничтожен в недавние  времена. Чертежи парка сохранились, завершение строительства было приурочено к свадьбе хозяина в 1760 году. Богатством дворец в Кристинополе не уступал резиденции польского короля. Парк был неповторим своим водным партером, который состоял из множества больших бассейнов, фонтанов и каскадов. Здесь началась не очень счастливая жизнь Феликса Потоцкого, которая закончилась созданием великолепного шедевра садово-паркового искусства мирового значения, парка Софиевка в Умани, посвященного красавице Софии, третьей жене графа.

Но перед созданием Софиевки был еще парк в Тульчине, в котором Потоцкий проводил время в балах, маскарадах, театральных спектаклях с Софией Витте-Глявоне, в официальный брак с которой вступил лишь в 1798 году, после смерти второй жены Юзефины Мнишек. Парк называли Хороший – от иронической трансформации французского La Roche, названия, которое дал парку его устроитель Пъер Лепро, и он был чудесен. Александр Вельтман, директор Оружейной палаты Московского кремля, так описывал в 1818 году опустевший парк и дворец в Тульчине:

«Он был хорош, как сень богов,

Когда с Босфорских берегов

В него богиня поселилась,

Он лучше стал, когда у ней

Чета прекрасных дочерей

На диво всем очам родилась!

День ото дня он хорошел,

Когда сердца двух дев созрели,

Дитя крылатый прилетел,

И девы песнь любви запели!».

 

Польский мемуарист Ян Охоцкий, посетив Тульчин, пишет: «Не имел представления о той пышности, которая окружала этого магната; это был двор короля, а не частной особы». Роскошный парк, который сравнивали с Версалем, был украшен беломраморными скульптурами, вазами, фонтанами, каналами, мостиками. В парке росли вековые грабы, буки, ясени, создавая великолепные аллеи. Но участь парка Хороший повторила судьбу парка в Кристинополе: в ХХ столетии парковые насаждения были вырублены, и парк, жемчужина садово-паркового искусства, перестал существовать.

Только с Софиевкой Потоцкому повезло, и как памятник непреодолимой любви она сохранилась и даже стала краше в наши дни.

«Кто рощ Тускуланских наслаждался прохладой,

Кого восторгали Тибура бурлящие воды,

Того Софиевка восторгом высшим захватит:

Она ведь сразу все дива в себе воплотила,

Которыми, вместе взятыми, Италия всех полонила».

С. Трембецки

Своим рождением и названием парк Софиевка в Умани обязан одному из резонансных романов и светских скандалов конца ХУІІІ века – любви графа Станислава Щенсного Потоцкого к женщине, которая считалась красивейшей в Европе, гречанке по происхождению, графине Софии Витт. Ради этой любви Потоцкий развелся со своей второй женой и создал для Софии парк, который стоит в одном ряду с шедеврами паркостроения Европы. В одном из писем Потоцкому София писала: «После обеда поехали посмотреть Аркадию. Трудно себе представить что-то прекраснее и романтичнее.  … в Аркадию я влюблена до сумасшествия; нет в мире ни одного вида цветов и экзотических растений, которые бы тут не росли. Гуляя садами Аркадии, я чувствую, что в середине лета переживаю снова весну, и каждое дерево как будто бы говорит: «Мне здесь хорошо!». Потоцкий построил парк на своих землях в Умани, в живописном урочище речки Каменка на месте векового дубового леса.

На Харьковщине в Краснокутском районе есть село Владимировка, которое так никто не называет, а зовут его Натальевкой, как решил в 1884 году основатель имения – крупный сахарозаводчик Иван Харитоненко. Его сын Павел Харитоненко – особа чрезвычайно интересная среди современников – промышленник, меценат, коллекционер, которому царь Николай ІІ даровал дворянское звание «…во внимание к особо полезной деятельности его…». В его большой семье было две Натальи: мать  и дочь Наталья Павловна, именно она получила Натальевку по наследству. Для строительства усадьбы и разбивки парка П. Харитоненко пригласил выдающихся мастеров начала прошлого столетия – архитекторов А. Щусева, А. Рухлядева, скульпторов А. Матвеева, С. Коненкова, художника А. Савинова. На северном фасаде церкви Спаса, которая украшала парковую территорию усадьбы, имеется надпись, что «…храм заложен во имя Всемилостивейшего Спаса в знак милости Божьей, явленной роду Харитоненко…». Возможно это знак благодарности, что дочка Наталья породнилась с князем Н. Горчаковым, внуком последнего российского канцлера, старинного княжеского рода, который брал свое начало от великого Рюрика. Двухэтажный усадебный дом в стиле модерн не пережил Великую Отечественную войну. Сохранились дом управляющего, деревянный чайный домик, псевдоготическая водонапорная башня с теплицами и внушительные сказочные ворота среди роскошного ландшафтного парка, состоящего из сосновой и дубовой рощ. Саженцы пьяной сосны были специально привезены П. Харитоненко из Парижа.

Для своей другой дочери Елены Павел Харитоненко купил усадьбу  Качановку, которая начала свою трехсотлетнюю историю с продажи в 1742 году певчему двора его Императорского величества Федору Каченовскому. В 1770 году Качановка была подарена фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому, при котором был построен большой каменный дом и заложен сад.  С 1808 года начинается второй век Качановки – Качановки Г.С. Тарновского,  известного помещика и мецената. «Множество материалов позволяют судить о том, что Григорий Степанович уделял усадьбе большое внимание. Изменяется планировка придворцовой части, она становится более парадной; фруктовый сад отодвигается от дворца, появляется много парковых дорог и мостов в бывших лесных участках имения; расширяется Майорский пруд, и на нем насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. Владелец переселяет крестьян подальше от пруда, чтобы крестьянские гуси и утки не плавали в пруду, который теперь украсили лебеди и коллекции водных растений.  … Еще при Румянцеве был построен павильон, получивший впоследствии название «Беседки Глинки», – на высоком холме, восьмигранный в плане, со стрельчатыми окнами и дверями, с круглыми барельефными медальонами» – так описывает этот период усадьбы И. Родичкин. Новые хозяева Харитоненко, купив усадьбу в 1898 году, серьезно подошли к приведению в порядок древней и славной усадьбы – именно в этот период дворец и другие строения приобрели современный вид.

Недалеко от Натальевки находится еще одна очень интересная усадьба конца ХIХ – начала ХХ века – Шаровка. В конце ХIХ века многие старинные усадьбы в Украине обрели новых хозяев – промышленников и предпринимателей. Это были люди нового типа, вносившие в провинциальный размеренный усадебный быт прогрессивные методы ведения хозяйства. Предъявляя высокие требования к комфорту, воспринимая окружающую среду как место дачного отдыха и удовольствия, они существенно меняли привычный для прошлой эпохи уклад жизни. Одной из таких образцовых для нового времени усадеб стала Шаровка Харьковской губернии, перешедшая в 1890-х годах семье Леопольда Кенига. Парк реконструировал известный паркостроитель Георг Куфальд, создатель парка Кадриорг в Таллине. Четыре террасы, спускающиеся к регулярному бассейну с фонтанами, напоминают итальянскую виллу. На террасах использованы регулярные приемы планировки, через бассейн перекинут каменный арочный мост. Перепад высот в 32 метра позволяет наблюдать великолепные парковые перспективы в его пейзажной части, которая занимает низинный участок ландшафта с системой водоемов.

Земли Подолии, Галичины и Волыни несколько столетий были под властью Польши. Контакт украинской культуры с польской, литовской, другими западноевропейскими культурами оставил глубокий след в развитии украинского садово-паркового искусства. При королевском дворе работало много приглашенных из Италии мастеров паркового строительства, что не могло не отразиться на принципах садового искусства. Из Голландии через Гданьск в Восточную Европу попадают семена лесных и декоративных растений, многолетников. Были заимствованы геометрическая орнаментика партеров, топиарное искусство. Характерными приемами садов того времени можно считать широкую центральную аллею с двумя-тремя рядами лип, водные каналы регулярной формы, огибающие сады, просторные партеры без деревьев, стриженые боскеты и аллеи, оформленные скульптурами и фонтанами на пересечении. Основой всякого парка считалась согласованность и чувственность, которая имела вид нарушенной симметрии. Необходимым было стремление к природности и отказ от всего необыкновенного. Рекомендовалось устраивать большую аллею, завершая в конце приемом, который разрывом в посадке на границе сада неожиданно открывал вид на окружающий ландшафт, и оказывалось, что вся природа – сад.  

Важное место возле дворца или усадьбы отводилось партерам, которые устраивались преимущественно из газона цельного  или вырезного, окаймленного низким стриженным бордюром из самшита, или небольшой дорожкой, посыпанной песком. Сложные узоры на партере устраивались из песка, толченого угля, кирпичной крошки, стекла. И только иногда партер заполняли цветами или выставляли цветы и стриженные деревья в кадках. В больших внутренних пространствах боскетов устраивались павильоны, беседки, в кабинетах часто были дополнительные тамбуры или зеленые своды и галереи, чтобы создать интимные пространства. Лабиринты, зеленые убежища для влюбленных, опирались на традиционые схемы треугольника (легенда про Генриха II и фаворитку Розамунду Клиффорд), квадрата или круга, достаточно свободно интерпретируя орнамент дорожек. Признаками зарождения пейзажного парка служили прогулочные дороги, которые вели на поляну с беседкой или Эрмитажем. В пейзажных парках создается особая атмосфера, располагающая к интимности, эротике, чувственности. Храмы Дружбы и Любви, находящиеся под покровительством Венеры, дух места создавали особое состояние души.

«Я помню, как в тиши беседки,

Где бала шум звучал едва,

Вдруг сделались, как стрелы, метки

Мои любовные слова... ».

В. Брюсов

 

Будучи одним из величайших искусств, садово-парковое искусство на протяжении истории не могло обойти тему любви, эротики и секса.

Может быть, создатели сегодняшних парков подзабыли эту тему, может быть, чрезмерная урбанизация не оставила ей места, думаю, что это трудности временные, и, вооружившись мастерством истории, мы получим новые мудрые, красивые и чувственные сады любви.

Анатолий Жирнов  

Дата публикации 16.04.2014                                

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.