Лапидарий – история, застывшая в руинах

лапидарийКогда в эпоху Ренессанса возник интерес к старинным постройкам как прообразам новой архитектуры, должным образом были оценены остатки греческих и римских сооружений и монументов.

Именно тогда появились лапидарии (лат. lapis ‒ камень) ‒ места, куда, помимо интересных образцов естественного камня, собирали сохранившиеся архитектурные детали, скульптуры и надгробия, дающие возможность любоваться следами искусства старых мастеров. Они выполняли также познавательно-дидактическую роль, но со временем несколько изменили свое предназначение.

Мода
По-настоящему популярными лапидарии стали в XIX веке. Их размещали под открытым небом; в парках, садах, дворах и в естественном окружении исторических сооружений, а также в закрытых помещениях, в частности в создаваемых тогда многочисленных музеях. Это было проявлением характерного для тех времен повального увлечения коллекционированием.
С одинаковой страстью собирались выдающиеся и рядовые произведения искусства, экзотические растения, диковинные предметы, интересные образцы камней, которыми заполнялись вошедшие в моду кунсткамеры. Тогдашние знатоки искусства и эстетики справедливо считали сад идеальным местом для показа коллекций камней и минералов, фрагментов старых зданий и монументов. Они стали неотъемлемой частью романтических пейзажных садов. Сад превращался в сентиментальную аркадию с ее атмосферой без возвратно уходящего времени и эфемерности существования всего земного от растений до мрамора, от произведений природы до великих и, казалось бы, вечных творений человека.
Et in Arcadia ego ‒ "Я (смерть) пребываю даже в аркадии", ‒ с пиететом писали на искусственных надгробиях и обелисках, наполняющих сады Европы. Обустроенные таким образом сады или их отдельные части рассматривались как некие разновидности символико-художественных композиций, что-то вроде полотен художников-романтиков.
Одним из ярких примеров воплощения этой концепции ландшафтного искусства стал сад в Пулавах. Для его владелицы и создательницы графини Изабеллы Чарторыйской он являлся наглядной иллюстрацией ее собственных теоретических обоснований, которые она изложила в "Разных мыслях об устройстве садов" (1805).

Фальшивка
Мода на лапидарии и живописные руины не была, однако, так безобидна, как казалось на первый взгляд. В погоне за произведениями старины часто умышленно повреждали хорошо сохранившиеся скульптуры и архитектурные детали поздних времен, которые затем использовали для украшения садов.
Бурное развитие антикварного рынка в Европе XIX века сопровождалось производством (почти в промышленных масштабах) фальшивых греческих ваз, римских "венер" с отбитыми руками и носами, а также десятков подобных изделий, предназначенных для продажи коллекционерам. В больших имениях и крупных парковых ансамблях естественными дополнениями лапидариев были руины старых зданий и замков. Но случалось и так, что, создавая соответствующий живописный эффект, памятники архитектуры намеренно ломали. На подобную роль были обречены многие замки по всей Европе.
Лапидариями становились также фрагменты зданий и сооружений, оставшиеся после незавершенного строительства.

Лапидарий ‒ интересная идея для людей с фантазией, которые хотели бы сохранить фрагменты зодчества прошлого и создать неординарный сад, полный красоты и меланхолии.
 

Дата публикации 20.03.2014

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.