Мотоблоки: на что обратить внимание при покупке

При продаже мотоблоков продавцы зачастую представляют их как «любительские», «полу- и профессиональные»,  «любимцы публики», «лучшие в мире», «мотоблоки ХХI века» и т.д. Потенциальному покупателю несложно «потеряться» среди этих классифицирующих эпитетов – чем отличается, к примеру, «мотоблок ХХI века» от «профессионального», или выбор все же за  «лучшим в мире» (правда, нигде и никто в мире такие соревнования не проводит, по сути, покупателя вводят в заблуждение).

Поэтому обратимся к общепринятым государственным стандартам. Термин «мотоблок» официально установлен еще в 1989 г. (СТСЭВ 6713-89) и в 1990 г. повторен в ГОСТ 28523-90, это - одноосный малогабаритный трактор; указанные документы подразделяют мотоблоки на «легкие» - масса до 70 кг, мощность – до 3 кВТ, «средние» - соответственно до 100 кг и 5 кВт и «тяжелые» - свыше 100 кг и более 5 кВт; такая же  терминология и классификация принята в Украине (ДСТУ 3158).

Широко распространен также термин «мотокультиватор». Это – разновидность мотоблока. Главное отличие мотоблока в том, что все без исключения операции он выполняет, двигаясь на колесах, которые постоянно установлены на силовом валу. Вал отбора мощности мотоблока приводит во вращение вал фрезерного культиватора, который представляет собой отдельный агрегат, установленный позади колес, т.е. -  консольно по отношению к мотоблоку. Поэтому собственно мотоблок часто называют «консольным». Он имеет два привода – на фрезу и на колеса, благодаря чему им легче работать, чем мотокультиватором.  Если установить рычагом необходимую глубину обработки земли и нажать ручку сцепления, то мотоблок дальше все операции выполняет практически независимо от  оператора.

В отличие от консольных мотоблоков мотокультиватор называют часто «осевым мотоблоком», ибо его фрезы крепятся непосредственно на силовом валу (иногда вместо колес, которые обычно бывают  у культиватора с коробкой передач). Благодаря малому весу, многофункциональности и относительно низкой цене культиваторы наиболее популярны. Они служат для сплошной предпосевной обработки почвы – рыхления поверхностного слоя без переворачивания, что успешно заменяет вспашку. Попутно они уничтожают сорняки, выравнивают рельеф поля, обрабатывают приствольные круги. Дополнительные насадки позволяют им окучивать, нарезать гребни и т.д. 

Точность характеристики обеспечит и деление мотоблоков по типу двигателя: электрические (таких моделей довольно мало), бензиновые (основной вид двигателя) и дизельные (их устанавливают на тяжелых мотоблоках для обработки больших площадей, поэтому такая техника, в силу ее дороговизны, довольно редко встречается в Украине).

Чаще всего на мотоблоках устанавливают двигатели “Briggs&Stratton” (США)  и “Honda” (Япония), которые безотказно служат в течение длительного срока интенсивной эксплуатации, не требуя ремонта. Модели с двигателями «Хонда», как и запчасти на них, как правило, дороже.

В последнее время некоторые производители мотоблоков устанавливают на них двигатели, изготавливаемые, как правило, в Китае (корпус китайских двигателей часто очень похож на «Бриггс» и «Хонду»), поэтому, если нужен легкий мотоблок по минимальной цене, следует искать модели с китайскими двигателями или мотоблоки, полностью изготовленные в Китае. Из средних и тяжелых мотоблоков, кроме импортных, можно рекомендовать технику украинского и российского производства – «Артания», «Днепр», «Адвис», «Нева», «Салют» и др.

Все двигатели являются одноцилиндровыми и почти все – негильзованные (некоторые из них имеют на зеркале цилиндра специальное напыление) и с точки зрения современной классификации они не подразделяются на «профессиональные», «любимцы публики», «любительские» и т.п. Согласитесь, если Вы используете легкий мотоблок весом 25-30 кг в теплице, где выращивается продукция на продажу, и работает он в сезон по 8-10 часов в день годами, какой это мотоблок – «хобби» или «профи»?

Кстати, в последних моделях автомобилей  «БМВ» алюминиевые двигатели также не гильзованные с напылением, и это не только не ухудшает их качества, а наоборот – дает значительные преимущества: ниже цена, меньше вес, увеличение ресурса работы двигателя и др. Поэтому, нужно ли покупать гильзованный двигатель, который, естественно, дороже, решать Вам. Возможно, выгоднее спустя годы не протачивать чугунную гильзу, меняя при этом поршень, поршневые кольца, все прокладки, а купить новый двигатель – сегодня стоимость нового «Бриггса…» мощностью 3,5 л.с. -  порядка 1300 грн., «Текумзе» (США) со специальным напылением зеркала цилиндра 6,75 л.с. – 1850 грн.

Распространен стереотип, что чем мощнее двигатель у мотоблока, тем он «лучше» или «профессиональнее» (по принципу «хорошего должно быть много»). Не оспаривая эту народную мудрость, заметим, что молот кузнеца не приемлем для не менее профессионального сапожника. При выборе мотоблока целесообразно исходить из площади земли, которую надо обрабатывать, и набора операций землеобработки, которые нужно выполнять.

Например, легкие мотоблоки весом 25-35 кг, без коробки передач, помимо традиционных для всех мотоблоков вспашки, прополки, культивации и окучивания, могут обработать узкие 16-20 см – междурядья, приствольные круги близкостоящих деревьев и т.п. на участке до 15 соток (и это – не догма), на котором среднему мотоблоку, не говоря про тяжелый, сложнее развернуться (хотя, если выбирать мотоблок по принципу «чем покруче», тяжелая серия вне конкуренции). Некоторые из них могут выполнять практически все операции землеобработки. Украинский изобретатель Самойленко Н.Г. даже запатентовал специальную картофелекопалку (патент Украины 43509) на мотоблок «Евро-2» весом 25 кг, которая успешно эксплуатируется последние годы. А ведь выкапывание картофеля – самая трудоемкая операция, которую обычно выполняют средние и тяжелые мотоблоки с коробкой передач. Но поскольку они в 2-4 раза дороже, а выкапывают картофель 1 раз в год в течение нескольких часов,  то, может быть, и не стоит тратить лишние деньги на дорогостоящий мотоблок с коробкой передач, а воспользоваться  плодами трудов украинских изобретателей. Так, НПО «Артания» (г.Киев) создало и отработало для мотоблоков «Артания МА400» и «Евро» (Италия) систему специальных орудий для выкапывания картофеля, состоящей из картофелекопалки, универсальной сцепки и колес диаметром 45 см. Такие колеса обеспечивают подъем корпуса мотоблока над кустами картофеля, картофелекопалка двигается вдоль ряда и выворачивает картофель на поверхность грунта. Колеса при этом идут между рядами картофеля и пробуксовывают, благодаря чему культиватор движется с приемлемой скоростью, которая обеспечивается оптимальным соотношением  размеров ширины и диаметра обода, а также высоты зацепов и их количества.  А предприятия «Агросервистрактор», выпускающее мотоблок «Днепр», и хмельницкий «Рино» (Адвис) снабдили свои мотоблоки без коробки передач специальными цепными ходоуменьшителями с передаточным числом приблизительно 1:3,5, позволяющим мотоблокам без коробки передач выкапывать картофель, тянуть плуг и т.д.

Некоторые продавцы при продаже мотоблока без коробки передач комплектуют их плугом, картофелекопалкой и металлическими  колесами диаметром  приблизительно 20-30 см, которые одеваются вместо фрез на вал. При приобретении таких колес следует быть особенно внимательным и дотошно расспросить продавца о том, а как мотоблок будет работать с колесами, поскольку, при частоте вращения вала 115-150 оборотов в минуту (с такой  частотой, рассчитанной агрономами, вращаются валы на осевых мотоблоках подавляющего большинства производителей) мотоблок на колесах будет двигаться со скоростью около 9 км/час (при такой скорости бежать, тянуть плуг или выкапывать картофель – невозможно, а при таком диаметре  колес мотоблок попросту «сядет» редуктором на рядок картофеля и колеса будут буксовать на месте).

Продавцы в таких случаях часто  рекомендуют для уменьшении скорости движения мотоблока с картофелекопателем или плугом рычагом газа уменьшить число оборотов двигателя в 2-4 раза и, соответственно, уменьшить скорость движения – однако покупателю при этом не говорят, что пропорционально падает мощность двигателя, в результате чего мотоблок становится неработоспособным и никакая работа с плугом или картофелекопателем - невозможна.

 Пневматические колеса – это один из признаков средних и тяжелых мотоблоков, которые имеют коробку передач с минимум 2-мя скоростями вперед и 1 назад, уменьшающую частоту вращения вала при сохранении номинальной мощности. Благодаря таким качествам, они могут не только копать картофель, но и транспортировать прицеп, тащить плуг, косить кормовые культуры, убирать территорию от мусора и снега, и т.д. и т.п.

 

Поделись с друзьями: 

Добавить комментарий

Статьи по теме: Техника для сада

Техника для сада
Ручной инвентарь

Как очистить садовые инструменты от ржавчины

суббота, 13 мая, 2017 - 16:51
Техника для сада

Водный фильтр на основе бактерий

среда, 27 апреля, 2016 - 10:40
Техника для сада
Ландшафтный дизайн
Семья и сад

Безопасность при работах в саду

вторник, 27 октября, 2015 - 00:49
Техника для сада
Ручной инвентарь

Садовые инструменты: уход и хранение

понедельник, 26 октября, 2015 - 13:41