Искусство создания топиари известно человечеству со времен римской империи. Свидетельства Плиния Младшего повествуют нам о садах с выстриженными кораблями и сценами охоты. К сожалению, о том, как выглядели такие античные сады, мы можем узнать только из письменных источников, изображения не дошли до наших дней. Известно только, что растениям придавали очень искусные формы, а сами композиции выглядели грандиозно.
Следующий этап развития топиари проходит в садах эпохи Возрождения, где растениям придают формы от строгих геометрических фигур до изящных изображений птиц и зверей. Светская культура того времени была наполнена игривыми сюжетами из обычной жизни, а также сюжетами античной мифологии. Кроме изображений реальных животных и птиц в садах можно было встретить мифических кентавров, пегасов и т.д.
Из тиса и падуба – основных растений, используемых для создания топиари, при помощи специальных ножниц и ножей садовники творили настоящие шедевры. Вычурные формы топиари европейских садов можно сейчас увидеть на картинах и гравюрах той эпохи.
Из аристократических садов мода на топиари приходит в сады обывателей, так как обзавестись модными зелеными скульптурами стало возможным не только при помощи высокооплачиваемых садовников. Готовые зеленые «изделия» можно было приобрести в специализированных питомниках, где растения выращивались именно для таких целей.
В конце восемнадцатого века повсеместное увлечение топиари проходит, и, как следствие, зеленые формы остаются лишь в некоторых дворцовых комплексах, а также тематических садах и парках.
Спустя почти век павлины и слоны возвращаются в модные европейские усадьбы. Топиар приобретает большое значение в эстетике садов конца девятнадцатого века, а также в движении искусств и ремесел Arts & Crafts не только в Европе, но и в Северной Америке. В это время топиари появляются в городских скверах и парках, занимая места в центральных частях аллей, цветников и газонов. Сюжеты, используемые для создания стриженых форм, расширяются многократно.
Начиная с 1900 года, хозяева многих усадеб были вынуждены сокращать садовый персонал. Мировой кризис тех лет уничтожил многие великолепные сады. Топиар становится недоступным для большинства владельцев и снова уходит с большой сцены садово – паркового искусства.
Тем не менее некоторые представители той эпохи дожили до наших дней. Эти деревья – ветераны стали свидетелями невероятных изменений как в социальной, так и в садовой сферах.
Примером садов ушедшего времени может служить Левенс Холл в Камбрии (Англия). На его территории представлены более 100 топиар индивидуального дизайна и безупречного качества.
В двадцатом веке топиари возвращается к нам в благополучных шестидесятых. В это время эксперименты затрагивают почти все виды искусств, не обойдя и искусство садоводства. Классические формы топиари обогащаются поп-артом. В моду входят растения в форме ушей Микки мауса, диснеевских принцесс, поп музыкантов и т.д.
Современное искусство топиари включает в себя множество разнообразных стилей и распространено по всему миру. Сады и парки Земного шара украшают изображения диких животных, сказочных и мультяшных персонажей, политических и культурных деятелей, обычных людей, а также всевозможные геометрические и абстрактные фигуры. Этот вид садового искусства более других демонстрирует безграничность человеческой фантазии.
Сады и парки Цветочная выставка Hampton Court Palace Flower Show 2017 понедельник, 17 июля, 2017 - 22:50 |
Сады и парки Ботанический сад Вилла Таранто в Италии суббота, 10 июня, 2017 - 02:19 |
Сады и парки Китайский сад Лю Фан Юань в Калифорнии вторник, 6 июня, 2017 - 19:02 |
Сады и парки Топиари: из прошлого в будущее суббота, 13 мая, 2017 - 16:51 |
© archipark.com.ua Все права на представленные материалы принадлежат archipark.com.ua. Использование текстовых и фотоматериалов возможно с обязательной активной ссылкой на www.archipark.com.ua
Добавить комментарий